RSS

Как платят москвичи?

29.07.2008
В последнее время в печатных изданиях и на ТВ появляется немало материалов и сюжетов, в которых идет речь о том, что москвичи получают долговые платежные документы по расчетам за жилищно-коммунальные услуги. В общежитии в Капотне, куда по решению суда уже стали выселять отдельных злостных неплательщиков, побывали, кажется, представители всех центральных и столичных СМИ. В общем, тема коммунальных платежей и долгов по ним активно обсуждается. Чтобы получить достоверную информацию о положении в данной сфере, мы обратились к руководителю ГУ «ИС инженерная служба города Москвы» А. М. ВАРЕВУ.

 — Александр Михайлович, как вообще обстоят сейчас дела с коммунальными платежами?
— Во всяком случае, не так плохо, как можно судить по иным публикациям и телесюжетам, в которых на основе отдельных фактов зачастую делаются некорректные «глобальные» обобщения. Прежде всего, отмечу, что большая часть москвичей — более 80 процентов — являются дисциплинированными плательщиками. Из месяца в месяц, получая единый платежный документ — ЕПД, они находят время, чтобы зайти в банк и рассчитаться за потребленные коммунальные услуги. Вот за это хотелось бы выразить им отдельную благодарность и от поставщиков коммунальных ресурсов, и от системы ГУ ИС столицы.

 — А как было раньше? Здесь, пожалуй, уместно сделать короткий экскурс в историю.
— Лет семь назад, до создания системы Единых информационно-расчетных центров — ЕИРЦ, этот «пул» добросовестных плательщиков составлял примерно 60 — 65 процентов от их общего числа. Именно создание ЕИРЦ и внедрение ЕПД позволили повысить культуру обслуживания населения в этой сфере. Буквально за год — полтора доля москвичей, вносящих плату регулярно, подросла до 75 процентов. Тогда, в 2003 — 2004 годах, мы положительно оценивали достигнутый результат. Но время всегда требует своего, и надо было двигаться дальше. На новом этапе мы перешли к системной, аккуратной и кропотливой работе, которая тоже принесла свои плоды.
Обратите внимание, что в последние годы увеличилось число мест и способов оплаты ЖКУ жителями столицы. Коммунальные платежи можно осуществлять наличным и безналичным способами в тех банках, которые выбирают сами жители. Внести плату можно в почтовых отделениях, посредством терминалов и даже по интернету. Все это — результат организационной работы, которую мы провели совместно с нашим финансовым оператором — ОАО «Банк Москвы». Хотя мы не ставили перед собой каких-то сверхзадач, в итоге получили устойчивую положительную тенденцию: на сегодня уже более 80 процентов москвичей аккуратно вносят платежи. Тем не менее, мы понимаем, что это не 100 процентов.

— Кто же у нас среди оставшихся 18 — 19 процентов? Здесь можно выделить какие-то категории или группы населения?
— Конечно. Примерно 13 -15 процентов — это просто забывчивые москвичи, а также люди, которые по тем или иным обстоятельствам вносят плату нерегулярно. Случаются ведь и болезни с госпитализацией, и длительные командировки, и временные трудности с работой. Такие люди не имеют хронических долгов, просто задерживаются с оплатой на один — два месяца. Потом гасят долг и даже платят авансом. Здесь мы сталкиваемся с некоторой неупорядоченностью, недостатком платежной культуры. В данном случае речь идет о жителях, которые тоже требуют к себе отдельного внимания и отдельной работы, чем мы, собственно говоря, и занимаемся. Направляем долговые ЕПД и извещения с просьбой погасить долг, операторы и диспетчеры ОДС беседуют с ними по телефону. Обычно эти меры оказываются эффективными. Трудно дать определенный прогноз, но можно учесть тенденцию: примерно за пять лет эта группа «сжалась» с 25 процентов до нынешнего уровня.

-То есть, по причине долга в один — два месяца вы не привлекаете человека к судебной ответственности?
— Именно это мне бы и хотелось подчеркнуть: выше мы вели речь о жителях, с которыми мы не намерены вести какие бы то ни было судебные разбирательства. Срабатывают организационные мероприятия по повышению собираемости платежей. Нас больше волнуют люди, которые вообще игнорируют коммунальные платежи в течение длительного времени и накапливают огромные долги.

 — Да, наверное, такие «хроники» представляют собой проблему для жилищно-коммунального хозяйства любого города. Насколько велики масштабы этой проблемы в столице? — Доля хронических неплательщиков в общей массе жителей столицы не превышает 3 — 4 процентов. Но не надо думать, что всех их ждет суд и выселение. В отличие от коммерческих организаций, мы применяем четко выверенный и индивидуальный подход, учитывающий общую социальную направленность политики Правительства Москвы в жилищно-коммунальной сфере.
Вы знаете, что сейчас в столице действует самый низкий в стране уровень максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи — 10 процентов. Для сравнения: в регионах он превышает 20 процентов. Причем московский стандарт начинает действовать только при среднедушевом доходе, превышающем 2,5 тыс. рублей. При доходе до 800 руб. коммунальные платежи вообще не взимаются, при доходе от 800 до 2 тыс. рублей этот стандарт не может превышать трех процентов. Если среднедушевой доход находится в пределах 2 — 2,5 тыс. рублей, семья тратит на оплату ЖКУ лишь 6 процентов своего бюджета. Все остальное компенсируется городом. Эта работа осуществляется Городским центром жилищных субсидий (ГЦЖС) города Москвы. На сегодняшний день в программе жилищных субсидий участвует более 430 тысяч семей, т. е. примерно 1 млн. жителей столицы. Кроме того, осуществляются компенсационные выплаты пятидесяти льготным категориям граждан. Общее число льготников в столице составляет примерно 3,5 млн. человек. ГЦЖС имеет договорные отношения с 3,5 тыс. организаций, которые поставляют коммунальные услуги, и направляет им средства на возмещение убытков по предоставлению льгот.
Не случайно достаточно подробно говорю здесь об этом. Любую проблему надо рассматривать не линейно, а в объеме всех сопутствующих обстоятельств. Вначале ведь надо разобраться, почему человек оказался в рядах хронических неплательщиков и по возможности помочь ему найти выход. Зачастую люди просто не знают о том, что могут рассчитывать на поддержку города. Вот типичный пример из Западного административного округа. В районе Очаково-Матвеевское в наш абонентский отдел обратилась женщина, у которой образовалась задолженность в 13 тыс. рублей. Что выяснилось? Работает медсестрой, зарплата небольшая, воспитывает двоих детей-подростков. Денег семье катастрофически не хватает. Наша сотрудница поняла, что эта женщина относится к категории малообеспеченных граждан и имеет право на субсидию по оплате за ЖКУ. Сразу позвонила в районный отдел ГЦЖС, и в течение 10 минут вопрос был решен.

 — Ситуация понятная. Но ведь не все становятся злостными неплательщиками по таким причинам?
— Есть люди, которые ведут откровенно асоциальный образ жизни, нигде не работают, просто опустились. Другая категория — это достаточно обеспеченные граждане, которые не платят просто в силу своего менталитета. Как здесь можно действовать? Обращаемся с иском в суд. После этого ситуация развивается по-разному: одни выплачивают долг еще до заседания суда, другие — после состоявшегося решения. Чтобы повысить эффективность работы со злостными неплательщиками, мы сейчас укрепляем взаимодействие со службой судебных приставов. Мы исходим из того, что неплательщики своими действиями, по сути дела, ущемляют права других граждан, своих соседей по дому, которые добросовестно рассчитываются за жилищно-коммунальные услуги.
Что касается выселения за долги по коммунальным платежам, то эта мера ни в коем случае не является массовой, она применяется очень избирательно, даже «точечно», если можно так выразиться. Первый опыт переселения шести злостных неплательщиков в специальное общежитие у нас есть в Юго-Восточном административном округе. Размер задолженности этих граждан варьируется от 12 до 56 тыс. рублей. Но не надо думать, что выселение производится в каком-то «пожарном» темпе. Существует определенная законом процедура, которая неукоснительно соблюдается и требует времени. Достаточно сказать, что с момента подачи иска до реализации судебного решения о выселении проходило от полугода до года. Ведь вначале суд дает срок для добровольного погашения задолженности, выселение — это действительно крайний случай. Причем иски, связанные с выселением, не предъявляются инвалидам, многодетным семьям и семьям с несовершеннолетними детьми.

 — Итак, сейчас мы ведем речь примерно о 3 — 4 процентах неплательщиков-«хроников». Много это или мало?
— А с чем сравнивать? Разве что с уровнем невозврата кредитов, которые предоставляются гражданам коммерческими финансовыми организациями. Если ориентироваться на сообщения некоторых СМИ, этот показатель превышает 3 процента. При этом, во-первых, кредит предоставляется выборочно, с учетом личности потенциального заемщика. А во-вторых, с должниками плотно и достаточно эффективно работают коллекторские агентства. Но цифры сопоставимы. А ведь в нашей ситуации, условно говоря, тоже производится «кредитование» граждан предоставленными коммунальными услугами — водой, теплом и т. д., причем не выборочно, а просто по факту проживания человека в квартире. И к услугам коллекторов мы не прибегаем. Так что выводы делайте сами.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати

Яндекс.Метрика