
Окружное трехстороннее соглашение на 2009 год
между органами исполнительной власти Северного административного округа г. Москвы, окружным Советом Московской Федерации профсоюзов и территориальным объединением работодателей «Организация Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в Северном административном округе города Москвы»
Договаривающиеся стороны: Префектура Северного административного округа города Москвы и Управы районов (далее — Префектура и Управы), окружной Совет Московской Федерации профсоюзов от лица объединений профсоюзов Северного административного округа (далее — Профсоюзы) и территориальное объединение работодателей «Организация Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в Северном административном округе города Москвы» от лица работодателей Северного административного округа (далее — Работодатели) заключили настоящее Соглашение с целью создания необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности округа, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей округа на основе практического внедрения принципов социального партнерства.
Настоящее Соглашение заключено на основе переговоров между сторонами в рамках Окружной трехсторонней комиссии по регулированию
Стороны признают необходимым заключение коллективных договоров и обязуются оказывать всестороннее содействие организациям всех
Стороны признают возможным заключение отраслевых территориальных соглашений.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Московским трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на 2009 год.
Соглашение открыто для присоединения в порядке, определяемом Законом города Москвы «О социальном партнерстве» от 22 октября 1997 года № 44 (с изменениями на 19 мая 2004 г.), всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в округе.
В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации стороны на основе взаимных консультаций вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов законодательной и исполнительной власти города Москвы, Московской трехсторонней комиссии по регулированию
Обязательства Работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Контроль за исполнением Соглашения осуществляется окружной трехсторонней комиссией по регулированию
Стороны уполномочивают окружную трехстороннюю комиссию в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Соглашению виновная сторона, либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную Законом г. Москвы «О социальном партнерстве» и федеральным законодательством.
Стороны обязуются информировать жителей округа о ходе реализации Соглашения.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2009 года и действует до вступления в силу нового, но не более трех лет.
1. В области развития промышленности и предпринимательства, обеспечения занятости населения, регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях округа стороны обязуются:
1.1. Обеспечить реализацию мер по поддержке промышленных предприятий округа в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных окружной Программой поддержки промышленной деятельности на 2007–2009 годы.
1.2. Обеспечить реализацию мер по дальнейшему развитию малого предпринимательства в округе в рамках выполнения окружной Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007–2009 годы.
1.3. В целях развития наукоемких технологий и внедрения инноваций в производство провести окружную выставку «Инновационные технологии и научные разработки предприятий САО — городу» за счет средств бюджета, предусмотренных округу в бюджете города на дополнительное финансирование расходов, и средств предприятий (организаций) округа.
1.4. Проводить согласованную политику в области регулирования трудовой миграции.
1.5. Проводить работу, направленную на развитие социального партнерства, заключение коллективных договоров, предотвращение фактов ущемления законных прав работников, обеспечение соблюдения трудового законодательства, законодательства об охране труда, уделив особое внимание организациям малого и среднего предпринимательства, а также организациям и их работникам при смене собственника.
1.6. Обеспечить взаимодействие сторон социального партнерства округа в рамках Межведомственной комиссии по охране труда при префектуре САО г. Москвы и эффективное использование потенциала окружного базового центра по охране труда для снижения случаев производственного травматизма.
1.7. Продолжить работу по выполнению Окружной программы по охране труда на 2008–2010 годы.
1.8. Обеспечить в рамках окружной трехсторонней комиссии проведение мероприятий по погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками подведомственных городу организаций и иных хозяйствующих субъектов округа.
1.9. Обеспечить реализацию на территории округа Программы содействия занятости населения г. Москвы на 2009 год в рамках компетенции сторон.
1.10. В случае угрозы массового увольнения работников обеспечить проведение экстренных совместных мероприятий, направленных на содействие занятости увольняемых работников. Критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников за определенный период времени, установленные Московским трехсторонним соглашением на 2009 год:
— увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой
— сокращение численности или штата работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
1.11. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников организовать в округе проведение отборочных этапов городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера», провести окружные этапы конкурсов среди рабочих и специалистов:
- образования;
- здравоохранения;
- городского хозяйства;
- потребительского рынка;
- социальной защиты.
Обеспечить освещение конкурсов в районных и окружных средствах массовой информации.
1.12. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства, распространения опыта работы лучших организаций провести окружной конкурс по отбору лучших малых предприятий округа для участия в городском конкурсе «Московский предприниматель» с освещением в окружных средствах массовой информации.
1.13. В целях оказания помощи организациям, расположенным на территории округа, в получении городского заказа провести окружную выставку «Товары и услуги предприятий САО — городскому хозяйству» за счет средств бюджета, предусмотренных округу в бюджете города на дополнительное финансирование расходов, и средств предприятий (организаций) округа.
1.14. Ежемесячно в средствах массовой информации размещать очерки о промышленных предприятиях, научных организациях и организациях малого предпринимательства, расположенных на территории округа, по рекомендациям ТОР «Организация МКПП(р) в САО г. Москвы» и НП «ЦРП САО», посвященные проблемам организаций промышленности, науки, организаций малого и среднего предпринимательства. Уделить особое внимание программам города по промышленной деятельности, инновациям и развитию малого предпринимательства.
1.15. Проводить разъяснительную работу среди работодателей округа по соблюдению требований законодательства города Москвы и других нормативных правовых актов по квотированию рабочих мест.
1.16. Регулярно размещать в средствах массовой информации материалы разъяснительного и информационного характера по реализации Закона города Москвы «О квотировании рабочих мест в городе Москве», соблюдению хозяйствующими субъектами данного Закона в части выполнения квот для инвалидов и молодежи до 18 лет.
1.17. Осуществлять контроль за исполнением проектных обязательств организаций округа, победивших на конкурсе по созданию рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.
1.18. Принять меры по сохранению и развитию системы профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров в организациях, расположенных на территории округа.
Префектура и Управы, Работодатели:
1.19. Не допустить уровня регистрируемой безработицы выше 1% от численности экономически активного населения округа.
1.20. Оформление заявки на привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществлять с учетом мнения профсоюзной организации.
1.21. Обеспечить функционирование в Некоммерческом партнерстве «Центр развития предпринимательства САО г. Москвы» кабинета для консультации предпринимателей по вопросам охраны труда.
1.22. Обеспечить выполнение требований экологической безопасности жителей и работников округа при транспортировке, обезвреживании и переработке промышленных и бытовых отходов. А также осуществлять плановый контроль за выполнением данных требований.
1.23. Обеспечить организацию коллективного стенда Северного административного округа на городских выставках с привлечением средств бюджета, предусмотренных округу в бюджете города на дополнительное финансирование расходов и участие в нем предприятий округа.
1.24. Провести окружные ярмарки вакансий и принять участие в городских.
1.25. Продолжить работу по созданию сети магазинов фирменной торговли продукцией организаций округа.
Префектура и Управы:
1.26. Предоставлять Профсоюзам и Работодателям через окружной Центр занятости населения ежемесячно — текущую и ежеквартально — аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных граждан. Ежеквартально доводить до жителей округа через окружные средства массовой информации и кабельное телевидение информациию о возможности трудоустройства, профессионального обучения и повышения квалификации, условий предоставления социальных гарантий безработным гражданам.
1.27. Обеспечить в рамках окружной и районных рабочих групп, созданных в целях принятия оперативных мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы, реализацию мероприятий по погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций, расположенных на территории округа, выплате среднемесячной заработной платы на одного работника не ниже прожиточного минимума в г. Москве, сокращению количества убыточных предприятий.
1.28. Продолжить внедрение Системы государственного управления охраной труда в организациях округа.
1.29. Обеспечить участие представителей Профсоюзов и Работодателей в работе окружной и районных конкурсных комиссий по размещению городского заказа на выполнение работ на территории округа.
1.30. При проведении тендеров на выполнение городского заказа:
— учитывать участие предприятия в системе социального партнерства и выполнение им обязательств по Московскому и Окружному трехсторонним соглашениям;
— учитывать страхование ответственности подрядчиков перед жителями за ущерб, нанесенный их действиями при выполнении работ;
— размещать не менее 15 процентов от общего объема городского заказа в организациях малого предпринимательства.
1.31. Обеспечить своевременность оплаты работ, выполняемых организациями округа по городскому и окружному заказам.
1.32. Осуществлять привлечение и использование иностранной рабочей силы с учетом участия организаций в системе социального партнерства и реализации ими обязательств по Московскому и Окружному трехсторонним соглашениям.
1.33. В целях содействия занятости инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет и реализации федерального законодательства и законодательства города Москвы в области квотирования рабочих мест обеспечить деятельность Территориальной комиссии по квотированию рабочих мест.
1.34. При рассмотрении проектов Работодателей, предусматривающих создание, сохранение (модернизацию) квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет учитывать участие организаций в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому и Окружному трехсторонним соглашениям.
1.35. Обеспечить проведение окружных конкурсов «Московские мастера».
1.36. Наградить победителей отборочных и финальных этапов городского конкурса «Московские мастера» (из числа организаций округа)
Работодатели:
1.37. Предоставлять своевременную информацию в окружное Управление статистики о задолженности по выплате заработной платы, а также статистическую отчетность по условиям труда и производственному травматизму.
1.38. Обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
с 1 января 2009 года в размере 8.300 руб., с 1 мая 2009 года в размере 8.500 руб.
и с 1 сентября 2009 года в размере 8.700 руб.;
1.39. Обеспечить выплату заработной платы гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, занятым на временных работах, с учетом размера материальной поддержки, оказываемой Московской службой занятости, не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
1.40. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам по вине работодателя.
1.41. Не допускать нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование
1.42. Обеспечить полноту уплаты налогов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от
1.43. При применении упрощенной системы налогообложения заключать договоры с территориальным отделением ФСС РФ о добровольной уплате страховых взносов.
1.44. В случае угрозы массового увольнения информировать профсоюзы, органы службы занятости округа не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Разработать и осуществить комплекс мероприятий по оказанию практической помощи подлежащим увольнению (с учетом развития инфраструктуры округа).
1.45. Осуществлять ликвидацию организаций и подразделений, изменение форм собственности, полную или частичную приостановку производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, только после предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров.
1.46. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата работников, возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
1.47. Предоставлять (в течение
1.48. Обеспечить организацию горячего,
1.49. Обеспечить государственным, профсоюзным, правовым и техническим инспекциям труда, уполномоченным (доверенным) лицам профсоюзных комитетов условия для осуществления контроля за соблюдением федерального трудового законодательства и нормативных актов по охране труда.
1.50. Организовывать и проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, сертификацию работ по охране труда, в том числе в бюджетных организациях города Москвы.
1.51. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
1.52.Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в государственных учреждениях города Москвы осуществлять за счет средств, выделяемых на их содержание. Учет средств, направленных на мероприятия по охране труда, вести в соответствии с запланированными на них расходами, оформленными разделом в Коллективном договоре и Соглашении по охране труда.
1.53. Включать представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты.
1.54. Незамедлительно информировать отраслевые структуры, а также органы исполнительной власти и местного самоуправления округа, профсоюзы о групповых и тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом, происшедших на производстве.
1.55. Обеспечить выплату денежной компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей в размере не менее 50 минимальных заработных плат в городе Москве.
1.56. Обеспечить проведение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
1.57. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные к установленным законодательством компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
1.58. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) глухим, работающим в организациях, где их численность составляет более 15 человек.
1.59. Предоставлять в Центр занятости населения САО информацию о наличии вакантных мест (потребности в работниках).
1.60. Обеспечить участие работников в отборочных этапах городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера».
Работодатели и Профсоюзы:
1.61. В коллективных договорах и соглашениях установить денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в размере не ниже одной двухсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
1.62. Предусмотреть в коллективных договорах положение о признании времени
приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней — простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивать его в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
1.63. Предусмотреть в коллективных договорах особенности регулирования труда работников организаций, системы оплаты и стимулирования труда в соответствии с нормами, установленными федеральным трудовым законодательством и с учетом Московского трехстороннего соглашения.
1.64. Предусматривать в коллективных договорах оказание шефской помощи учреждениям образования и здравоохранения.
1.65. Предусматривать в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю состояния и условий охраны труда.
1.66. Включать в коллективные договоры мероприятия по охране труда, их финансирование в организациях независимо от
Профсоюзы:
1.67. Оказывать практическое и методическое содействие в заключении коллективных договоров в организациях, расположенных на территории округа.
1.68. Предоставлять бесплатную
1.69. Через Фонд содействия занятости и охраны труда «Столица» Московской Федерации профсоюзов участвовать в трудоустройстве, обучении работников новым профессиям.
1.70. Осуществлять общественный контроль за соблюдением в организациях округа трудового законодательства, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, регулирующих трудовые правоотношения.
1.71. Продолжить обучение представителей профсоюзов, работодателей вопросам обеспечения охраны труда и вопросам трудового законодательства.
1.72. Проводить разъяснительную работу среди работников организаций, а также работников, состоящих в трудовых отношениях с предпринимателями без образования
юридического лица, по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий.
2. В области создания необходимых социальных условий жителей округа стороны обязуются:
2.1. Не допускать изменения целевого назначения нежилых помещений, находящихся в городской собственности, переданных в аренду для продажи товаров повседневного спроса и продуктов питания.
2.2. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, молодежной сферы, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных,
2.3. Принять меры по сохранению загородных детских баз отдыха организаций, принять долевое участие в финансировании подготовки загородных лагерей.
2.4. Обеспечить отдых детей на базе загородных и городских оздоровительных лагерей округа.
2.5. Обеспечить организацию оздоровления и занятости подростков в лагерях труда и отдыха; поддерживать движение трудовых объединений молодежи.
2.6. Осуществить контроль за
2.7. Принимать долевое участие в финансировании
2.8. Провести окружные вечера чествования работников
Префектура и Управы:
2.9. Учитывать предложения Профсоюзов при выделении средств на социальные мероприятия.
2.10. Предусмотреть средства на организацию отдыха детей в период зимних и летних школьных каникул. Сохранить на уровне не ниже достигнутого в 2008 году количество бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные учреждения для детей из социально незащищенных категорий семей (многодетных, неполных,
2.11. Обеспечить проведение на территории округа конкурса по благоустройству «Московский дворик» и конкурса на лучшую реализацию инициатив жителей по благоустройству и содержанию подъездов, домов и придомовых территорий «Улучшаем свое жилище». Шире привлекать к работам по благоустройству и сохранению дворовых территорий население, коллективы организаций, активизировать деятельность служб городского хозяйства, привлекать финансовые средства инвесторов к выполнению работ по благоустройству.
2.12. Обеспечить предоставление нуждающимся жителям округа жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
2.13. Осуществить жилищное строительство не менее 344,0 тыс. кв. м, в том числе, доля города 192,0 тыс. кв. м. При отселении жителей из пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, подлежащего реконструкции или реновации, предусмотреть возможность предоставления им жилых площадей в этих же районах («волновой способ»).
2.14. Рассмотреть возможность выделения участка под строительство жилья, совместно инвестируемого предприятиями округа, для своих работников.
2.15. Предусмотреть в программе реализации муниципальной жилой площади 2009 года выделение жилья работникам учреждений образования и здравоохранения, являющимися очередниками округа.
2.16. В соответствии с распорядительными документами Правительства Москвы выделить работникам бюджетных организаций муниципального хозяйства, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию жилищного фонда, а также органам образования и здравоохранения для укомплектования специалистами школ и поликлиник, жилую площадь по договорам аренды.
2.17. В тесном сотрудничестве с представителями муниципальных образований продолжить работу по выявлению наиболее нуждающихся категорий жителей в социальной поддержке и оказанию им помощи.
2.18. Обеспечить участие представителей профсоюзов в разработке и принятии целевых программ развития физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, культуры, а также других программ, принимаемых в округе.
2.19. Оказывать организационную и финансовую поддержку
2.20. Предоставлять Профсоюзам информацию об имеющемся в префектуре земельном фонде под развитие садоводства и условиях его распределения, доводить ее до предприятий и жителей округа через средства массовой информации.
Префектура и Управы, Работодатели:
2.21. Принимать меры по сохранению
Префектура и Управы, Профсоюзы:
2.22. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха детей в оздоровительных учреждениях организаций округа.
Работодатели и Профсоюзы:
2.23. Осуществлять постоянный контроль за расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
2.24. Предусмотреть включение в коллективные договоры мероприятий по сохранению и содержанию
2.25. Предусмотреть в коллективных договорах выделение средств на приобретение путевок на
2.26. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях отчисление средств на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
2.27. Предусмотреть в коллективных договорах предоставление социального пакета работникам, включающего также дополнительное добровольное медицинское страхование работающих и членов их семей.
Работодатели:
2.28. Обеспечить содержание общежитий предприятий округа в соответствии с санитарными требованиями. Содействовать передаче общежитий на баланс города.
2.29. Предусмотреть введение в организациях штатных единиц
2.30. Предусмотреть включение мероприятий по надлежащему содержанию и обеспечению безопасной эксплуатации детских оздоровительных лагерей в годовые планы предупредительного ремонта организаций, на балансе которых находятся эти учреждения.
Профсоюзы:
2.31. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных и иных
2.32. Организовать обучение директоров детских загородных оздоровительных лагерей организаций округа.
3. В области обеспечения конструктивного взаимодействия и социального партнерства стороны обязуются:
3.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после взаимных консультаций на уровне окружной трехсторонней комиссии по регулированию
3.2. Официально информировать Стороны о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим
3.3. Взаимно обеспечивать возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес.
3.4. Оказывать практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров и соглашений в организациях округа.
3.5. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров в организациях округа. Рекомендовать включение в коллективные договоры и отраслевые соглашения положений о передаче их, в случае возникновения коллективных трудовых споров, на рассмотрение в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» и с обязательным выполнением его решений.
3.6. В случае возникновения коллективных трудовых споров и споров по вопросам выполнения положений настоящего Соглашения обращаться для их рассмотрения в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» и принимать его решения к обязательному исполнению.
3.7. Направлять информацию о коллективных трудовых спорах, возникающих в организациях города Москвы, в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» для сбора, систематизации и проведения аналитической работы.
3.8. С целью более широкой социальной и правовой защиты работающих проводить работу по созданию и укреплению профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе в иностранных фирмах, осуществляющих свою деятельность в округе, а также в организациях, применяющих иностранную рабочую силу.
3.9. Постоянно использовать окружные и районные СМИ для информирования населения о системе социального партнерства в округе.
3.10. Оказывать практическое содействие Московскому городскому правовому Центру «Защита» в деятельности по пропаганде трудового законодательства и законодательства о занятости в окружных и районных средствах массовой информации на условиях социальной рекламы.
3.11. Содействовать вовлечению организаций, расположенных на территории округа, в состав ТОР «Организация МКПП(р) в САО г. Москвы».
3.12. Обеспечить закл