RSS

Столичные власти всерьез озаботились проблемой утилизации шин: переработка старых автопокрышек

19.03.2009
Столичные власти всерьез озаботились проблемой утилизации шин: в столичном парламенте недавно прошёл Круглый стол на эту тему. Хочется верить, что теперь город избавится от старых и грязных покрышек, которые лежат вдоль дорог. Комментирует ситуацию депутат Московской городской Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» И. Ю. Новицкий.
«Проблема назрела очень давно, но только сейчас этот вопрос был поставлен, что называется ребром. Будучи членом думской Комиссии по экологической политике, я очень ответственно отношусь ко всему, что сейчас делается по урегулированию этой ситуации. Со своей стороны мне удалось привлечь специалистов из Министерства экологии (Ф. Ф. Гаев), Ассоциации содействия восстановлению и переработке шин «Шинэкология», а также промышленных предприятий, непосредственно занимающихся переработкой и утилизацией покрышек. Мы собрали Круглый стол с участием прессы и выявили ряд проблем, без учета которых не удастся выработать правильное стратегическое решение.
1. Экологическая проблема
По оценкам экспертов, только в Московском регионе образуется ежегодно от 70 до 90 тыс. т изношенных шин. При этом перерабатывается примерно 7–10% этого объема. Остальные же оказываются на подмосковных полигонах, несанкционированных свалках, и даже в пригородных лесах. Огромные массы этих отходов — постоянный источник повышенной опасности возгорания (кстати, тушить шины крайне сложно), а также развития эпидемических заболеваний (в штабелях шин разводятся насекомые и грызуны). В естественных условиях шины разлагаются не менее 100 лет, выделяя различные химические вещества. Простейший, казалось бы, способ утилизации шин посредством их сжигания, может привести к экологической катастрофе. Дело в том, что при сгорании образуются такие органические соединения как пирен, фенантрен, антрацен (канцероген), флуорантен. Кроме того, в зависимости от условий сгорания может образовываться также ряд других органических соединений того же класса, среди которых особо опасные канцерогены бензопирен и дибензантрацен.
2. Экономическая проблема
В настоящее время применяется глубокая переработка шин с получением качественных продуктов металла из металлокорда, мелкой резиновой крошки или продуктов пиролиза. Но стоимость переработки настолько высока, что, при отсутствии спроса на конечный продукт, весь процесс становится нерентабельным. Основными предприятиями, занимающимися сейчас переработкой шин Московского региона, являются Чеховский регенератный завод и Тушинский завод по переработке РТИ. Есть также ряд других коммерческих предприятий, но их производственный объем несравнимо меньше и значительного улучшения ситуации не приносит. Таким образом, налицо две экономические проблемы: недостаток мощностей по переработке и отсутствие спроса на конечный ее продукт. Кроме того, существует и земельная проблема. Все территории, разрешенные для временного хранения шин, практически выведены из землепользования. Как уже отмечалось, шины разлагаются 100 лет, т. е. площади, где лежат покрышки от машин, выпущенных в 80-90е годы, нельзя будет использовать еще как минимум 70 лет.
3. Социальная проблема
Экологи уверены, что бесхозяйственность является прямым следствием несознательности граждан, предпочитающих выбрасывать шины, вместо того чтобы сдавать их в утиль. Механизм сбора отработанных покрышек тоже практически отсутствует. Службы утилизации часто сами обзванивают предприятия и буквально упрашивают сдавать шины. И это, по меньшей мере, странно, т. к. во всем мире существует так называемая залоговая цена. Т. е. при покупке шин частными лицами, они фактически оплачивают стоимость их последующей утилизации. Пока же в России вывоз одного колеса стоит около 500 рублей, что ощутимо бьет по бюджету небольших фирм. Информация о пунктах и условиях приема шин для частных лиц тоже отсутствует. Поэтому даже сознательные автолюбители часто не имеют представления, что делать со старыми покрышками.
4. Правовая проблема
В России вопросы обращения с изношенными шинами регулируются законодательными и нормативными актами, не имеющими прямого действия. Наказание за незаконный выброс колес предприниматель получит только в том случае, если его застанут на месте преступления. Подобное действие будет классифицироваться как засорение города, что подразумевает штраф, а не как экологическое преступление. Если же помойка из шин уже образовалась, а виновника не нашли, то все вопросы утилизации лягут целиком на бюджет города.

Дальнейшие шаги
То, что в течение нескольких десятилетий нет определенности в вопросе методов утилизации шинной резины, связано в первую очередь с отсутствием государственной политики в данном направлении. В этой ситуации без регулирующих действий со стороны московских властей участникам «рынка» переработки шин самостоятельно данную проблему не решить. Поэтому мы, депутаты Московской городской Думы, берем на себя обязательства по разработке и принятию специальных законодательных актов.
Для справки: Отработавшие шины относятся к отходам 4-го класса опасности. Регулирование обращения с такими отходами осуществляется рядом нормативно-правовых документов, основным из которых является Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов и их удалением.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати

Яндекс.Метрика