RSS

К 20-летию МЧС

06.11.2010

Защита населения от чрезвычайных ситуаций — это одна из главных задач МЧС России, включающая в себя комплекс взаимосвязанных по месту, времени проведения, целям и ресурсам мероприятий. Защитить население — это значит провести мероприятия, направленные на устранение или снижение до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в зоне чрезвычайной ситуации в случае реальной опасности. Мегаполису присущи угрозы самого различного характера. Особое внимание в городе Москве уделяется угрозам техногенного характера, вероятность возникновения которых в последние десятилетия неуклонно растет.
К угрозам техногенного характера относятся аварии и происшествия на химически опасных объектах. Северный административный округ — один из наиболее сложных округов: здесь расположено более 100 объектов промышленного производства, из них- 8 химически опасных объектов: ООО ТПФ «Портхладокомбинат», ОАО ПКП «Меридиан», ОАО «ИКМА, ОАО «Бусиновский МПК», ОАО «Хладокомбинат № 7», ОАО «Вимм-Билль-Данн», ОАО «Аурат», ОАО «Мясопром-Коровино». Все они несут потенциальную опасность, даже при современном уровне защиты на самом предприятии.
На территории САО проживает 1109,4 тыс.человек. Из них в прогнозируемую зону возможного заражения может попасть до 1106,4 тыс. человек, что составляет 99% от общего количества жителей округа. Таким образом, степень химической опасности округа очень высока. Практически каждый житель Северного административного округа нуждается в защите от угроз химической опасности.
Основными нормативно-правовыми актами, касающимися вопросов химической безопасности, являются: Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, определяющий требования по обеспечению разработки и реализации мероприятий по повышению химической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации потенциально опасных объектов; Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, устанавливающий, что технические регламенты с учетом риска регламентаруют минимально необходимые требования, обеспечивающие химическую безопасность в комплексе других основных видов безопасности. Целый ряд постановлений Правительства РФ требует лицензирования деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производств, проведения декларирования и экспертизы промышленной безопасности химически опасных производственных объектов, организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на химически опасном объекте, наличия и функционирования приборов и систем контроля, локальной системы оповещения населения о химических авариях, проведения диагностики, испытания сооружений и устройств, учета и анализа причин аварий и инцидентов на химически опасном производственном объекте и др.
Химическая авария — авария на химически опасном объекте с проливом или выбросом АХОВ. АХОВ — аварийно химически опасное вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.
Химически опасные объекты в САО используют в своем производственном цикле различные опасные вещества.
Известно, что при аварийных выбросах аммиака образуется первичное и вторичное облака, которые распространяются по направлению ветра — на жилые кварталы города. Основным поражающим фактором является воздействие паров АХОВ на людей через органы дыхания. При этом в результате мгновенного испарения части химического вещества в первичном облаке концетрация паров будет многократно превышать смертельную. Вторичное облако, которое образуется при испарении вылившегося на поверхность АХОВ, будет содержать концентрацию паров существенно меньшую, чем в первичном облаке, однако при этом все равно представляющую высокую опасность вследствие длительности воздействия, по аммиаку до 2–3 часов, по соляной кислоте — до 2 суток. Прогнозируемая глубина распространения зараженного облака при разрушении наибольшей емкости с аммиаком может составить при благоприятных условиях до 2 км, с соляной кислотой — до 14,5 км. Авария может унести жизни сотен и даже тысячи человек.
Каждый объект, функционирующий на территории САО, принимает все необходимые меры по обеспечению безопасности жителей Москвы от угроз химического характера. Функциями по контролю за соблюдением действующего законодательства наделены Управление по САО совместно с Агентством гражданской защиты САО Москвы и иные надзорные органы.
Среди многообразия форм и способов обеспечения химической безопасности можно следует выделить три основных направления:
1. Предупреждение аварийных ситуаций;
2. Организация защиты производственного персонала и населения от воздействия АХОВ в условиях возникновения ЧС;
3. Снижение последствий произошедших аварий.
Одной из основных превентивных мер по недопущению возникновения ЧС на химически опасных объектах является разработка Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на каждом конкретном опасном объекте, в которые ежегодно вносятся корректировки установленным порядком. В основу разработки таких планов положен прогноз масштабов возможного заражения, по результатам которого планируется проведение конкретных мероприятий. Планом предусматриваются: объем, сроки и порядок выполнения мероприятий по предупреждению или снижению последствий чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий, проведение аварийно-спасательных работ при их возникновении, привлекаемые для этого силы и средства, а также выполнение мероприятий по защите населения.
Одной из составляющих Плана является постоянный мониторинг. Для проведения мониторинга за окружающей средой при угрозе чрезвычайной ситуации на химически опасном объекте и ее возникновении в САО Москвы создана сеть наблюдения и лабораторного контроля округа, на которую возложено осуществление наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях.
В случае, если произошла авария — на одном из химически опасных объектах разгерметизировалась емкость с АХОВ — сигнал о аварийном выбросе опасного вещества поступает в автоматическом режиме через систему АСКАВ (автоматизированная система контроля аварийных выбросов) на пульт управления дежурного по округу. Установленные на каждом химически опасном объекте в округе системы АСКАВ позволяют контролировать в режиме реального времени обстановку на каждом таком потенциально опасном объекте. Информация с датчиков, установленных на территории объекта, поступает не только на пульт лабораторного контроля самого предприятия, но и одновременно на пульт управления дежурного по округу, где опытные оперативные дежурные всегда готовы к быстрому реагированию и профессиональным действиям.
В случае возникновения аварии, чрезвычайной ситуации на химически опасном объекте, срабатывания датчиков АСКАВ, оперативным дежурным ГЗПУ САО Москвы производится оповещение КЧС и ПБ префектуры САО Москвы, личного состава Управления по САО Главного управления МЧС России по г. Москве, служб, объектов САО, территориальных формирований в объеме, необходимом для решения задач по ликвидации ЧС. Одновременно со срабатыванием автоматизированных датчиков системы АСКАВ на объекте включается сирена и производится оповещение рабочих и служащих через местную локальную систему оповещения. Такие системы установлены на ОАО «Меридиан». К сожалению, в настоящее время остановилась работа по установке локальных систем оповещения на ОАО «Мясопром-Коровино», ОАО «Хладокомбинат № 7», ОАО «Вимм-Билль-Данн».
Создается оперативный штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации, который приступает немедленно к проведению спасательных работ в очаге химического поражения и ликвидации последствий химической аварии. Во всех случаях проведение работ, связанных с локализацией и ликвидацией источника заражения, требует привлечения сил, имеющих высокую профессиональную подготовку. Такими силами являются прежде всего персонал предприятия, входящий в состав аварийно-спасательных служб, принимающий первый, самый опасный удар на себя. От их грамотных действий зачастую зависит масштаб последствий ЧС, зона заражения. Все химически опасные объекты заключили договора с профессиональными аварийно-спасательными формированиями для привлечения их сил и средств при возникновении чрезвычайной ситуации.
Для ликвидации аварии с выбросом АХОВ могут быть привлечены поисково-спасательный отряд № 2, оснащенный для таких случаев всем необходимым спец.оборудованием, специальными защитными костюмами и противогазами; личный состав пожарных частей, которые наряду со спасением людей из зоны заражения занимается тушением пожара, который нередко сопровождает взрыв, спровоцировавший аварию, пожарные ставят водяную завесу, осаждая облако АХОВ, не позволяя таким образом выйти заражению за пределы предприятия. В работе оперативного штаба по ликвидации ЧС участвуют опытные офицеры Управления по САО Главного управления МЧС России по г. Москве, за плечами которых учеба в Академии химической защиты и опыт многолетней работы.
Алгоритм действия постоянно отрабатывается и совершенствуется. Основным элементом этого алгоритма остается защита людей: персонала объекта и населения. Защита производственного персонала химически опасных объектов достигается, прежде всего, за счет использования промышленных противогазов. Наличие таких противогазов, в расчете 100% обеспечения рабочей смены предприятия, позволяет говорить о высоком уровне заботы о здоровье своих сотрудников. Руководство предприятий ООО ТПФ «Портхладокомбинат», ОАО «Меридиан», ОАО «Аурат» проявляет такую заботу в полной мере.
На каждом химически опасном предприятии САО Москвы созданы аварийно-спасательные службы, главной задачей которых является недопущение распространения выхода зараженного воздуха за пределы территории предприятия, т. е. по сути, недопущение гибели людей жилых кварталов. Аварийно-спасательные службы обеспечены изолирующими противогазами и средствами защиты кожи. Регулярно Управление по САО Главного управления МЧС России по г. Москве совместно с Агентством гражданской защиты САО Москвы проводит учения и тренировки с аварийно-спасательными службами химически опасных объектов с целью освоения практических действий на случай возникновения ЧС. В 2010 году такие учения проводились на ОАО «Икма». В 2009 году — на ОАО «Бусиновский МПК». Совершенствовать практические навыки Комиссии префектуры САО Москвы по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее — Комиссии по ЧСиПБ округа) в управлении проведением мероприятий по защите населения и территорий, поддержанию устойчивого функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС).
В результате была достигнута согласованность в работе территориальных органов исполнительной власти г. Москвы в САО Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителей предприятий, учреждений и организаций при ликвидации ЧС. Проверена готовность органов исполнительной власти, комиссий по ЧСиПБ округа и районов к действиям в ЧС. Оценена полнота и реальность планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС органов исполнительной власти и организаций, расположенных на территории САО Москвы, эффективность осуществленных и намеченных к выполнению мероприятий по защите населения, поддержанию устойчивого функционирования органов исполнительной власти и организаций в ЧС. Отработано взаимодействие органов исполнительной власти с вышестоящими и подчиненными органами управления по совместному решению задач в ЧС. Дана практика участникам тренировки в анализе и оценке обстановки, принятии решения на ликвидацию ЧС. Определена степень готовности органов управления Северного окружного звена МГСЧС к выполнению возложенных на них задач. Выявлена эффективность системы сбора и передачи информации об обстановке в ЧС, эффективность использования автоматизированных систем управления для принятия решений в ЧС. Проверена готовность сил и средств Северного окружного звена МГСЧС к действиям по предназначению.
Такие учения планируются и проводятся на объекте 1 раз в 3 года.
Усилия Управления по САО Главного управления МЧС России по г. Москве и Агентства гражданской защиты САО Москвы в области обеспечения химической защиты в САО Москвы направлены на предупреждение возникновения ЧС, на принятие всевозможных превентивных мер, включающих в себя оказание всесторонней методической помощи предприятиям, использующим в производственном цикле АХОВ, контроль и надзор за соблюдением норм и правил, установленных законодательством РФ, Москвы и округа, обеспечение, закупку, хранение материальных запасов, необходимого оборудования для ликвидации ЧС и т. д.
Все эти меры принимаются ради одной цели — спасения человека.
В Агентстве гражданской защиты САО Москвы за работу по направлению химической защиты населения отвечает опытный специалист Богданов Анатолий Васильевич. Анатолий Васильевич закончил Академию химической защиты. В округе работает с 1999 года, 7 лет в области РХБЗ гражданской защиты. Обладает серьезным опытом, высоким профессионализмом, знает все тонкости обеспечения радиационной, химической и биологической защиты Северного административного округа города Москвы. За качественное выполнение своих должностных обязанностей Анатолий Васильевич Богданов неоднократно отмечался руководством, имеет награды: медали «70 лет вооруженных сил СССР», «За отличие в воинской службе».

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати

Яндекс.Метрика